
Cпорные вопросы с иностранными партнерами по реализации совместных апстрим-проектов на семи блоках Карабобо в восточной части пояса тяжелой нефти Ориноко не будут обсуждаться в международных арбитражных судах — эту позицию озвучил министр энергетики и нефти Венесуэлы, президент национальной нефтегазовой корпорации PDVSA Рафаэль Рамирес Карреньо.
PDVSA (Petroleos de Venezuela, S.A.) — это национальная нефтегазовая компания Венесуэлы. Компания была создана в 1976 году и играет ключевую роль в экономике Венесуэлы, так как является основным производителем и экспортером нефти страны.
PDVSA занимается всеми аспектами нефтяной и газовой промышленности, включая разведку и добычу нефти, переработку и реализацию продуктов нефтепереработки, транспортировку и экспорт нефти. Компания также занимается производством и распределением нефтепродуктов, включая бензин, дизельное топливо, мазут и пропан-бутан.
Интерес к давно уже объявленному, но так и не начатому конкурсу на Карабобо вполне объясним. 24 июня 19 претендентов на разработку этой богатой провинции (в том числе российский Национальный нефтяной консорциум, ННК) получили от организаторов тендера уведомление о его очередном переносе на неопределенный срок. Это еще больше подогрело ажиотаж вокруг схватки за большую нефть, усилив и без того нарас тающую интригу. Но на вопрос, можно ли будет, в случае необходимости, судиться за пределами Венесуэлы, официальный Каракас ответил уже сейчас, причем непререкаемо.
Единственный этап предстоящей инвестиционной программы Карабобо, в ходе которого венесуэльской стороной будет признаваться международный арбитраж, — это предварительная стадия привлечения победителями конкурса проектного финансирования в виде крупных банковских кредитов. Затем возможность прибегнуть к помощи третейских судов за границей будет дезавуирована.
Обусловленные этим и иными факторами риски проекта таковы, что многие потенциальные инвесторы торопятся по примеру россиян объединиться в альянсы и тем самым разделить тяжелое финансовое бремя как нефтедобычи на Карабобо, так и ожидаемого строительства трех апгрейдерных комплексов совокупной стоимостью от 10 до 20 млрд долларов. Причем происходит это сплочение уже сейчас, в преддверии долгожданного выхода правительственного документа об основах отбора победителей конкурса и о модели предлагаемых им к созданию совместных предприятий с PDVSA. Пока официально известно о двух альянсах — ННК и претендующем на два блока консорциуме Total и CNPC. Но похоже, в действительности сколачивается гораздо более широкий фронт межкорпоративных дуэтов, трио и квартетов.
Обозреватели говорят о готовящихся альянсах Chevron и японских промышленных групп, StatoilHydro, Galp и Petrobras, Petronas и Ecopetrol, ONGC и других индийский компаний. Усиливающаяся жесткость Каракаса к инвесторам про является и в подходах к освоению шельфа, в частности в масштабном проекте «Марискаль Сукре», нацеленном на глубоководную добычу и сжижение газа. Некоторые из участников этого проекта (Marubeni, Mitsui, Mitsubishi, Itochu, Sonatrach, Korea Gas, Petronas, StatoilHydro, Galp, ENI, «Газпром») ожидали мягкого, постепенного варианта подключения к совместной работе, в зависимости от конкретной фазы сетевого графика.
Но сегодня выяснилось, что частичные платежи от инвесторов (например, вступительные бонусы) потребуется, возможно, сделать в ближайшем будущем, дабы возместить 800 млн долларов, уже израсходованные PDVSA на разведочное бурение на шельфе.