
Согласно российскому законодательству коррупция (от латинского corrumpere — «растлевать») — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
История коррупции
Исторические корни коррупции можно проследить еще в первобытном обществе: чтобы добиться расположения жреца или вождя племени, им дарили подарки. Борьба с коррупцией тоже ведется исстари. Первым борцом с коррупцией был шумерский царь города государства Лагаша, существовавшего на территории Междуречья (нынешняя территория Ирака) в XXIV веке до н. э., а первый трактат о коррупции («Артхашастра») был опубликован в IV веке до н.э. в Бхарате (Индии).
Несмотря на беспощадную борьбу с коррупцией, в XX веке она приобрела масштаб международной проблемы. В связи с этим, по решению Генеральной ассамблеи ООН, ежегодно, начиная с 2004 года, 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Считается, что в этот день брать взятки особенно неприлично.
Государственные компании
Коррупция повсеместна и характерна как для государственных организаций, так и для частных компаний. Крупные предприятия и холдинги, имеющие множество филиалов и подразделений, в наибольшей степени подвержены коррупции (хищения с использованием служебного положения, подкупы и иные нарушения деловой этики).
В основе корпоративной коррупции — конфликт интересов между компанией, представителями менеджмента всех уровней, а также акционерами, которые распределяют прибыль. Ситуация осложняется тем, что зачастую крупные организации неохотно обращаются за помощью в правоохранительные органы, боясь огласки, которая может серьезно сказаться на деловой репутации компании.
Как бороться с коррупцией
Для эффективной борьбы с внутрикорпоративной коррупцией компании должны направить свое внимание на прозрачность и управляемость бизнеса (определение четких целей и стратегии их достижения, описание бизнес-процессов, должностных инструкций и регламентов, четкое разделение обязанностей между подразделениями и между сотрудниками). Злоупотребления, которые наносят наибольший ущерб компании, чаще всего довольно банальны.
Первая группа злоупотреблений — искажения в отчетности (завышение расходов, занижение выручки, манипуляции с авансовыми отчетами), сокрытие информации о долговых обязательствах, учет несуществующих активов, использование ложных результатов оценки активов. Далее это использование служебного положения и конфиденциальной внутренней (инсайдерской) информации в личных целях. Затем можно упомянуть тривиальные хищения, причем не только денег, но и собственности компании: готовой продукции, оборудования, клиентских баз данных. Ну и конечно же, это взятки и откаты.
Модель COSO (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission) придумали в США. Основной акцент в этой модели сделан на ответственности руководства организации за состояние внутреннего контроля. В ней также сформулированы основные понятия и определения внутреннего контроля и его ключевые компоненты. Среди этих взаимосвязанных компонентов проведение оценки риска мошенничества, разработка и внедрение контрольных процедур, мониторинг их качества и эффективности, а также создание так называемой среды контроля, то есть установление высоких морально-этических норм для руководства и работников предприятия как способ профилактики мошенничества. К созданию среды контроля можно отнести также внедрение программ поощрения сотрудников, предоставляющих информацию о хищениях, создание кодекса корпоративной этики, введение «горячих линий» и т. д.
Что такое откат
Понятие «откат» (негласное вознаграждение, взятка) появилось в русском языке сравнительно недавно, в то время как в английском языке этот термин — kickbacks — существует уже давно. Характерная история произошла в 2002 году в компании Gillette. Один из директоров компании, Джино Де Лука, неоднократно принимал откаты за обеспечение партнерам выгодных условий поставки продукции. В итоге за шесть лет злополучный Джино «заработал» 600 тыс. долларов, а также новенький джип Isuzu Trooper. Федеральные судебные власти США приговорили Де Лука к 37 месяцам тюремного заключения и выплате компенсации в пользу Gillette в размере 724 тыс. долларов. То есть Джино лишился не только свободы, должности и репутации, но и всех неправедно полученных денег.
Взятки Де Лука — это детские шалости по сравнению со случившимся через два года итальянским «делом врачей». В мае 2004 года в Италии сразу 4400 (!) врачей и 273 сотрудника фармацевтического гиганта GlaxoSmithKline были привлечены к суду. Суть уголовного дела была в том, что врачи прописывали своим пациентам препараты, производимые компанией, а менеджеры GlaxoSmithKline в свою очередь «благодарили» медиков подарками и деньгами. Это безобразие продолжалось в течение четырех лет, а совокупный откат недобросовестным врачам, забывшим о клятве Гиппократа, составил 228 млн евро.
Классические схему откатов вскрыло Министерство юстиции США, в апреле 2010 года выдвинувшее против немецкой компании Daimler AG обвинение в подкупе чиновников 22 стран с целью получения контрактов на поставку своей продукции — автомобилей Mercedes представительского класса. Руководство Daimler официально признало, что давало взятки чиновникам, принимавшим решения о закупке машин, и выплатило за это штраф в размере около 190 млн долларов.