Как упорядочить управление нефтегазовых компаний

Данные давно превратились в один из основных активов нефтегазовых компаний. Сведения о балансовых запасах лицензионных участков, геологическое строение, накопленная добыча, конструкция скважин, карты поверхностного обустройства и многое другое – все это основа для принятия бизнес-решений стоимостью в миллионы или даже миллиарды долларов.

Ведь основная деятельность нефтегазовых компаний состоит из получения данных, подготовки и реализации управляющих решений и финансового планирования, поскольку большая часть технологических операций выполняется компаниями-подрядчиками.

Казалось бы, раз данные столь важны, то и порядок их получения, хранения и обработки должен быть просто идеальным. Увы, проза повседневной жизни сильно отличается от идеала в худшую сторону. Очень часто основным хранилищем данных становится файловая структура на сервере, или даже локальные каталоги на пользовательских компьютерах. При этом в качестве главной и единственной поисковой системы выступает «гуру» той или иной специальности, у которого приходится спрашивать, как найти нужное. Ведь формализованных и общедоступных правил заполнения общих каталогов не разрабатывается. Увольнение такого ключевого специалиста приводит к необходимости делать всю работу заново. Риски подобной схемы общеизвестны, но дело даже не в них.

По оценкам компании «Шелл», специалисты геофизики тратят от 50 до 80 процентов своего времени на поиск данных вместо того чтобы заниматься их обработкой и интерпретацией. И всегда существует проблема полноты – т.е. на вопрос «все ли данные собраны?» нельзя дать определенного ответа. Может быть, где-то, на одном из локальных компьютеров есть еще что-то, что перевернет все наши представления о строении и нефтегазоносности изучаемого месторождения. Но из всех «гуру», имеющихся в наличии, никто не может вспомнить ничего определенного.

Ключ к проблемам управления

Ключ к проблемам управления данными – это создание и постоянное обновление промышленных поисковых систем. Да, Яндекс и Гугл давно стали привычными инструментами. Объем информации, проиндексированной ими, поражает воображение! Он исчисляется тысячами террабайт. Вот только в результатах поискового запроса выдаются, как правило, сотни тысяч, или даже миллионы, ссылок. А обычному пользователю нужно всего одну, но очень точную, ровно с тем, что требуется в данный момент, не меньше и, ни в коем случае, не больше. Таким образом, индексация неструктурированного файлового архива решением не станет, даже если и будет реализована. Какие же альтернативы можно предложить?

Это, прежде всего глубокое понимание предметной области и формализация ключевого понятия – электронного документа нефтегазовой компании. Вопреки широко распространенным взглядам, не существует определения документа, как такового. Документ (от латинского «documentum» — доказательство) всегда привязан к конкретной области деятельности. Например, для геологической службы важнейшей характеристикой документа будет его пространственная привязка: лицензионный участок, месторождение, куст скважин, скважина, продуктивный пласт. Понятие электронного документа получается гораздо более широким, чем привычный облик документа бумажного. Например, файл с геофизическими данными также будет являться электронным документом геологической службы.

Документооборот

Формализация этого ключевого понятия позволяет разработать и реализовать систему электронного документооборота, где бы электронные документы создавались, редактировались, и согласовывались. А окончательные варианты публиковались бы в поисковой системе, позволяющей искать «прицельно», т.е. задавая однозначные критерии, например, принадлежность к нужной скважине.

В целом, задуманная система предполагается как решение «на стыке» сразу нескольких областей деятельности, каждая из которых широко применяется, но вместе их еще не интегрировали. Это:

1. Документооборот, т.е. система подготовки, согласования и поддержки жизненного цикла технологического документа нефтегазовой компании.

2. Тесно связанная документооборотом система поддержки жизненного цикла технологического объекта – месторождения, куста, скважины. Отражение состояние объекта в каждый момент времени, его истории, планирование его будущего.

3. Поисковая система, позволяющая найти нужный документ, причем за приемлемое время, ведь повседневная жизнь нефтяной компании не дает возможности долго копаться в архивах.

4. Интерфейс к другим информационным системам, в частности, к геоинформационным. Нефтяники и газовики имеют пространственное мышление, им гораздо привычнее оперировать с картами и схемами.

5. Почтовый клиент как основной рабочий интерфейс. Электронная почта давно превратилась в мощный и повседневный рабочий инструмент для передачи сообщений, согласований, пересылки данных и так далее.

Все это вместе может быть реализовано на платформе существующих решений по поддержке жизненного цикла технологических систем. Важной составляющей проекта должны быть минимальные сроки разработки и максимально быстрое начало внедрения.

История внедрений информационных сервисов в нефтяных компаниях полна ярких успехов и не менее ярких провалов. Очень часто правильно задуманная и правильно реализованная система не работает потому, что конфликтует с существующей повседневной практикой, трудоемка, неудобна и т.д. и т.п. Осознавая подобные риски, надо начинать взаимодействие с потенциальными заказчиками непосредственно с этапа технического проектирования. Это позволит гораздо лучше понять сложившиеся у нефтяников традиции и стиль работы, и сделать решение, способное стать повседневным рабочим инструментом.

13 июня +248