Нефть на шельфе Каспия добывалась еще в середине XIX века — в Биби-Эйбатской бухте, с помощью колодцев, расположенных на отделенных от моря осушенных участках. Первая шельфовая скважина была пробурена в 1925 году в Бакинской бухте при помощи буровой установки, смонтированной на деревянном основании. Позднее в прибрежной зоне Апшеронского полуострова были освоены средние по запасам месторождения Пираллахи-Дениз, Гюрган-Дениз и Банка Дарвина. Формально все вышеперечисленные проекты могли бы считаться началом освоения шельфа Каспия, но так как нефть в основном добывалась с суши с помощью наклонно-направленных скважин, оценивать их как опыт освоения морских месторождений вряд ли возможно.
Месторождение Нефтяные Камни
Другое дело — месторождение Нефтяные Камни. Его географическим центром стала группа островков Черные Камни, расположенная в 42 км к востоку от Апшеронского полуострова. Рыбаки, ведшие в этих местах свой промысел, неоднократно наблюдали здесь выбросы на поверхность моря нефти и газа. Впервые практическая работа по изучению геологических структур акватории Черных Камней была осуществлена в 1946 году нефтяной экспедицией Академии наук Азербайджана, обнаружившей крупные запасы нефти.
Освоение Нефтяных Камней началось в ноябре 1948 года, когда на острова высадился первый десант в составе идеолога и руководителя экспедиции, министра нефтяной промышленности СССР Николая Байбакова, директора объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева, буровика Юсифа Сафарова и специалистов строителей. Первыми объектами, сооруженными на вбитых в дно моря сваях, стали буровая установка, электростанция и бытовка для рабочих. 24 июня 1949 года морская буровая бригада Михаила Каверочкина начала бурение скважины. Плацдарм для буровых работ был создан на базе старого корабля «Чванов», затопленного на точке бурения. 8 ноября того же года с глубины 1100 м пошел нефтяной фонтан с суточным дебитом более 100 тонн. С тех пор Черные Камни стали Нефтяными.
Для постройки новых буровых площадок на открытом месторождении было затоплено еще семь отслуживших свой срок судов, в том числе и первый в мире нефтяной танкер «Зороастр», построенный в 1877 году в Швеции по заказу Людвига Нобеля. На палубах судов смонтировали буровые установки, в кубриках стали жить вахтовые бригады, а трюмы использовались для хранения материалов и оборудования. Соединяли корабли и островки деревянные мостки. Через год успех бригады Каверочкина повторила бригада Курбана Аббасова. Оба «фартовых» буровых мастера стали Героями Социалистического Труда.
Сталинская премия
В 1951 году 14 первопроходцев Нефтяных Камней (в том числе Оруджев, Каверочкин и Алиев) были награждены Сталинской премией I степени «за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы в области разведки и добычи полезных ископаемых». В том же году начались танкерные перевозки нефти месторождения, накапливавшейся в резервуарах. В 1952 году была построена первая металлическая эстакада, соединившая искусственные острова.
В 1960 году Нефтяные Камни посетил первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, который оперативно решил все транспортные и социально-бытовые вопросы нефтяников. В результате Нефтяные Камни получили в свое распоряжение несколько вертолетов (сначала Ми-4, затем Ми-8), а на промысле появились комфортабельные административно-бытовые корпуса и общежития. Таким образом, Нефтяные Камни стали рукотворным городком с населением более 2 тыс. человек, с электростанцией, хлебозаводом, больницей, клубом и даже парком. Развивалась и инфраструктура промысла — в 1981 году был построен первый нефтепровод, связывавший месторождение с берегом.
В настоящее время Нефтяные Камни (Нефт Дошлары) включает в себя более 200 стационарных платформ и около 400 эксплуатационных скважин со средним дебитом 5 тонн нефти в сутки. Протяженность «улиц» этого города в море достигает 350 км. За прошедшие шесть десятилетий на месторождении добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд кубометров попутного нефтяного газа.