В ближайшее десятилетие Россия, вероятно, станет крупнейшим поставщиком нефти и газа в Японию.
Ограниченность нефтегазовых ресурсов Японии и быстрый экономический рост вынуждают ее импортировать значительные объемы нефти из стран Ближнего Востока. Кроме того, японские компании принимают активное участие в разработке углеводородных ресурсов республик Центральной Азии — Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Тем не менее, по мнению японских экспертов, только огромные нефтегазовые ресурсы России способны утолить жажду региона в энергии.
Мосты сотрудничества
Япония имеет объективный экономический интерес в сотрудничестве с Россией в энергетической, лесной, морепродуктовой и высокотехнологичной сферах. Кроме того, Япония обладает самыми широкими финансовыми возможностями в Юго-Восточной Азии для инвестирования в разработку нефтегазовых месторождений региона.
В новейшей истории Япония впервые закупила нефть у СССР в 1959 году. За 19 лет компания Idemitsu Kosan Co. Ltd. закупила 23 миллиона тонн нефти, но затем прекратила сотрудничество с советскими властями, указав на слишком высокую цену на нефть.
С 2002 года, после столь значительного перерыва, российские нефтетрейдеры возобновили поставки нефти на японский рынок в небольших объемах. Справедливости ради следует сказать, что с 1999 года каждый летний сезон иностранные участники проекта «Сахалин-2», в том числе Mitsui & Co., Ltd (25%) и Mitsubishi Corp. (20%), продавали Японии и другим странам Азии 80 000 баррелей нефти марки «Витязь», в основном через тендеры.
Страна восходящего солнца в последнее время демонстрирует растущий интерес к российской нефти не только в связи с потенциалом сахалинского шельфа, но и проектом строительства трубопровода из Восточной Сибири к тихоокеанскому побережью.
За последние несколько лет товарная структура российского экспорта в Японию в целом не претерпела принципиальных изменений. Основу российского экспорта по-прежнему составляют цветные и драгоценные металлы (37 % от общего объема экспорта), морепродукты (около 27 %) и древесина (11 %). Вместе с тем заметно (в 2,3 раза) увеличились поставки на японский рынок минерального сырья и топлива (угля, нефти и нефтепродуктов) — их доля выросла с 13 до 20 %.
В импорте из Японии преобладает продукция машиностроения: транспортные средства, дорожно-строительная техника, бытовые приборы, металлообрабатывающее оборудование и средства связи. Стоит отметить, что российские нефтегазовые компании являются одними из крупнейших потребителей. Так, компания Mitsui & Co., Ltd является одним из основных партнеров российского ОАО «Газпром», их сотрудничество длится с 1993 года и включает в себя дорожно-строительную технику, трубы и буровые установки. Mitsui принимала участие в реализации проекта «Голубой поток», для которого поставляла трубы и оборудование, а также выступала коспонсором.
Среди других крупных проектов Mitsui в России — участие в модернизации Ярославского нефтеперерабатывающего завода, торговля цветными металлами, сырой нефтью, мазутом и продуктами нефтехимии, стальными трубами и строительной техникой Komatsu.
В 2004 году товарооборот между нашими странами составил около 9 миллиардов долларов, что является абсолютным рекордом. Годовой прирост товарооборота составил 48,4%, при этом российский экспорт увеличился на 35,3% (до 5 694,6 млн долларов), а импорт — на 80% (до 3 154,8 млн долларов).
В 1998-2004 годах приток японских инвестиций в российскую экономику был незначительным. Он не соответствовал инвестиционному потенциалу Японии и возможностям двустороннего сотрудничества. На долю Российской Федерации приходится лишь 0,7 % от общего объема внешней торговли Японии, а по объему капиталовложений в российскую экономику Япония на начало 2004 года занимала лишь 10-е место. В свою очередь, на Японию приходится лишь 2% российского товарооборота.
Несмотря на огромный потенциал двусторонних экономических отношений, уже давно замечено, что он не используется в полной мере.
Активизация диалога по вопросам энергетики
Совместные энергетические проекты являются основой российско-японских экономических отношений. На сегодняшний день основной «сферой участия» Японии в нефтегазовой отрасли России являются сахалинские проекты. После того как в мае 2003 года японские газовые и электроэнергетические компании приняли решение о долгосрочных поставках СПГ в рамках проекта «Сахалин-2», участники проекта решили инвестировать еще около 10 миллиардов долларов (4,5 миллиарда долларов — инвестиции японских компаний). Многие японские компании — Shin Nittetsu, Chiyoda Kako, Toyo Engineering Corporation — получают новые заказы, и весь бизнес, связанный с проектом, набирает обороты.
Между консорциумом «Сахалин Энерджи» и японской газовой компанией Tokyo Gas достигнуто соглашение о поставках до 1 млн тонн СПГ в год, хотя консорциуму необходимо найти постоянных покупателей как минимум на 4-5 млн тонн сахалинского СПГ. В связи с этим консорциум строит завод по производству сжиженного природного газа мощностью 9,6 млн тонн в год на юге Сахалина, в районе города Пригородный. Поставки СПГ в Японию в рамках проекта «Сахалин-2» запланированы на 2007 год и далее.
В ноябре 2004 года вдоль северо-восточного побережья острова Сахалин были уложены и сварены первые трубы для крупного нефтепровода на материк в рамках международного нефтегазового проекта «Сахалин-1». Контракт на строительство трубопровода был заключен с российской компанией «ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрой» и японской корпорацией Nippon Steel. Нефть будет поступать по трубопроводу в порт Де-Кастри, расположенный на противоположной стороне Сахалина в Хабаровском крае, где у другого участника консорциума, «Роснефть-Сахалинморнефтегаза», уже есть крупный нефтеналивной терминал, где нефть круглый год перегружается на танкеры.
Сегодня Япония на 90 % зависит от импорта нефти. Исходя из сложных геополитических реалий Ближнего Востока, а также растущего спроса на нефть в странах с быстро развивающейся экономикой, прежде всего в так называемых странах БРИК — Бразилии, России, Индии и Китае, японские нефтяные компании уделяют особое внимание тем 10 % потребляемой в стране нефти, которые им удается поставлять самостоятельно. Эти 10%, или около 600 000 баррелей в день, японские нефтяные компании добывают собственными силами примерно на 60 месторождениях, разбросанных по всему миру.
Между тем Дальний Восток России, примыкающий к Японии, обладает огромным углеводородным потенциалом. Так, на Дальнем Востоке открыто более 90 газовых месторождений, 95% ресурсов которых приходится на Якутию и шельф Сахалина. Однако реально эксплуатируются только 28 месторождений, добыча на которых не превышает 3,5 млрд м3 в год. Более того, только на 5 месторождениях проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» разведанные запасы газа составляют около 700 млрд м3. Из более чем 60 нефтяных и нефтегазовых месторождений, открытых в Якутии, на шельфе Сахалина и на Чукотке, около 90 % запасов не разрабатываются, а добыча ведется только на небольших месторождениях, дающих около 2 млн тонн в год.
Реализация экспортных проектов по освоению нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока в ближайшие 20 лет потребует инвестиций в размере 80-90 миллиардов долларов. Японские компании получили в России особое признание за высокое качество работы, поэтому у них есть серьезные шансы стать основными инвесторами в нефтегазовый сектор востока России.
Учет взаимных интересов
Известно, что нефть в Азиатско-Тихоокеанском регионе есть, но потребности развивающихся экономик Китая, Японии, Южной Кореи и, конечно, США настолько велики (по оценкам, к 2010 году потребности рынка нефти АТР достигнут 1,1 миллиарда тонн), что потребуются дополнительные поставки. Ситуация усугубляется нестабильностью среди традиционных поставщиков — стран Ближнего Востока и Индонезии.
С другой стороны, Россия, для которой Европа является основным покупателем энергоресурсов, заинтересована в диверсификации поставок нефти и газа. Растущий спрос на это ценное сырье на рынках Японии и Китая оказывает серьезное влияние на энергетическую стратегию Российской Федерации. Именно по этой причине в последнее время в России активно обсуждаются перспективы экспорта нефти из Восточной Сибири. Идея строительства восточного нефтепровода для транспортировки российской нефти возникла еще в 1990-х годах. Проект Россия-Китай, разработанный в то время российским ОАО «Транснефть», не мог конкурировать с традиционными европейскими маршрутами.
В 1999 году по инициативе ЮКОСа была начата работа над проектом нового нефтепровода в Китай, так называемого южного варианта, который должен был пройти 1500 км по российской территории и 800 км по китайскому сектору, от Ангарска до Дацина. В свою очередь, «Транснефть» предложила построить в рамках проекта Ангарск-Находка нефтепровод северного направления протяженностью 2 047 км по территории России и 920 км по территории Китая.
Мотивировалось это тем, что нефтепровод Ангарск-Находка даст российским нефтяным компаниям выход к Тихому океану, а Россия получит более гибкие условия продажи нефти на рынках АТР в условиях нестабильности мировых цен на углеводородное сырье. Поскольку в основе проектов лежала одна и та же сырьевая база, они с самого начала были конкурентоспособны.
В результате отрицательного заключения государственной комиссии по экологической экспертизе, поскольку нефтепровод должен был пройти через заповедную зону озера Байкал, «Транснефть» предложила другой вариант. Трасса нефтепровода протяженностью 4 188 км была перенесена на север от озера Байкал, чтобы выйти в море к югу от Владивостока, в бухте Перевозная. Пропускная способность нефтепровода была увеличена с 50 до 80 миллионов тонн, а стоимость проекта — до 11,5 миллиарда долларов.
Однако это не беспокоит Японию, и в условиях жесткой конкуренции с Китаем она готова оплатить значительную часть расходов на строительство нефтепровода. Особое внимание уделяется получению японскими компаниями доступа к разрабатываемым месторождениям нефти и газа в Восточной и Западной Сибири. Помимо финансирования строительства нефтепровода, Япония предложила России 7,5 млрд долларов на разработку нефтяных месторождений в Восточной Сибири, 1 млрд долларов на социальные проекты на Дальнем Востоке, а также 7 млрд долларов в виде государственных кредитов и гарантий.
Обсуждение строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан сегодня становится реальностью. Эксперты в трех областях собираются на совещание, чтобы рассмотреть результаты геологоразведки и разработки месторождений, детальное технико-экономическое обоснование нефтепровода и способы финансирования проекта. Однако решение о конкретном маршруте нефтепровода еще не принято российским правительством.
Ключевая роль в активизации российско-японского энергетического диалога принадлежит главам двух государств. В ходе визита Президента России Владимира Путина в Японию в ноябре 2005 года обсуждались многие важные вопросы, имеющие отношение к дальнейшему развитию отношений между Россией и Японией. Несмотря на наличие ряда проблем, стороны в полной мере осознают, что двусторонние добрососедские отношения должны не стагнировать, а двигаться вперед.