11 сентября на Дворцовой площади Санкт-Петербурга стартовал международный автопробег «Дакар Шелковый путь». Впервые в истории российского автоспорта гонка такого уровня проводится исключительно на территории России. Повторив маршрут легендарной дороги «из варяг в греки», команды пересекли финишную черту 18 сентября в Красной Поляне, эпицентре олимпийского Сочи.
Младший брат «Дакара
Первый такой пробег состоялся год назад по маршруту Казань-Ашхабад (4 600 км). Идея о том, что такая гонка могла бы показать остальному миру страны, где вековые цивилизации переплетаются с современной жизнью, принадлежала президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову. С самого начала было ясно, что благодаря освещению в СМИ международного спортивного события, проект может способствовать дальнейшей интеграции стран, через которые пролегал маршрут автопробега.
Президент России выразил свою поддержку проекту во время официального визита в Ашхабад. Затем российско-туркменская инициатива получила одобрение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, после чего маршрут будущего ралли приобрел четкие очертания, а гонка получила название ралли «Шелковый путь».
Уровень профессионализма, на котором было проведено ралли, был безупречен. Впервые в истории автогонок россияне взяли на себя бремя организации международных соревнований с нуля и довели их до логического завершения. Ралли стало настоящей сенсацией в мире спорта и было положительно воспринято в спортивных и политических кругах, а также широкой общественностью.
Планы по проведению второго ралли «Шелковый путь» были одобрены премьер-министром на совещании в Набережных Челнах. В планировании гонки принимала участие французская компания ASO, организатор всемирно известного марафонского ралли «Дакар». Эмблема серии «Дакар» как нельзя лучше подходит к спортивной составляющей ралли «Шелковый путь», ведь сила духа, выносливость и профессионализм имеют первостепенное значение.
Кстати, нет ничего странного в том, что Шелковый путь сегодня проходит по маршруту «из варяг в греки», ведь ралли «Дакар» тоже давно вышло за пределы Сенегала (и всей Африки). Оригинальное название так и прижилось. Как говорят организаторы, маршрут не менее сложный, чем в прошлом году, даже несмотря на то, что гонка проходит по европейской части России. Трасса длиной 4 845 км пересекает три природно-климатические зоны: Северную и Центральную Россию, Кавказские Минеральные Воды и Черноморский Кавказ.
Топливо для победителей
В конкурсе участвовали две категории автомобилей: грузовые и легковые. Среди конкурсантов были команды IVECO, Volkswagen, BMW, Tatra, Ginaf, MAN и ЛиАЗ. Российские экипажи представляли компании «ГЕОРАЙД», «Инфотех», «Нарт Тайм» и «Рус Спорт». Контингент «КАМАЗ-мастер» состоял из восьми команд. Перед стартом гонки экипажи заправлялись дизельным топливом «ЛУКОЙЛ» ЕВРО-5, специально поставленным на Васильевском острове Санкт-Петербурга. Дизельное топливо такого качества скоро появится на рынке Санкт-Петербурга, а также Ленинградской и Калининградской областей. Оно содержит специальные очищающие присадки и будет продаваться под маркой компании ЭКТО («экологически чистое») дизельное топливо.
По всей протяженности трассы 32 АЗС закачали в баки автомобилей ралли около 600 000 литров дизельного топлива. По условиям гонки участники заправлялись в порядке живой очереди. Естественно, все АЗС сделали все возможное, чтобы увеличить свои заправочные мощности на время гонки: были наняты дополнительные операторы, привезены два-три заправщика, установлены временные терминалы для мгновенной оплаты банковской картой.
Посвящена Олимпийским играм Сочи
В первой части гонки маршрут проходил по болотистой местности и лесовозным тропам. Во второй части экипажи ждали степи и песчаные массивы. В конце гонки им предстояло пересечь Большой Кавказский хребет. Сочи и Красная Поляна были выбраны в качестве конечной точки «Шелкового пути» не случайно: организаторы рассматривали нынешнее ралли как первое в пятилетней серии, посвященной Олимпиаде.
Для начала столь длинной и сложной гонки организаторы подготовили прерывистый этап протяженностью 415 км, включающий специальный короткий отрезок длиной около 90 км по настоящему танковому полигону. Этап Санкт-Петербург — Старая Русса с его движением по узким и ухабистым, а затем песчаным дорогам, проходящим то в лесу, то за его пределами, стал отличным стартом для участников. Экипажам пришлось преодолевать препятствия все большей сложности, с самого начала сочетая агрессивный и осторожный стили вождения. Далее маршрут проходил по асфальтовым дорогам, что позволило гонщикам восстановить силы после специального участка. Они должны были соблюдать скоростной режим и с особой осторожностью проезжать города и села. В одном из них, Шимске, участники заправились на АЗС. До первого бивуака в Старой Руссе оставалось еще 50 км. После ночевки на гостеприимном бивуаке в кемпинге на аэродроме в Старой Руссе экипажи отправились на более длинный и сложный этап Старая Русса — Вязьма протяженностью около 750 км, где маршрут чередовался между широкими, хорошо асфальтированными дорогами и крайне неровной местностью, иногда с глубокими колеями.
Степи и путь на юг ожидали команды на третьем, этапе Вязьма-Липецк, который начался рано утром с длинного участка протяженностью около 380 км. Командам пришлось проявить терпение, поскольку на некоторых участках маршрута они столкнулись с интенсивным движением местного транспорта, а иногда и с узкими дорогами. Затем наступило время еще одного специального участка: 210 км по историческим и символическим дорогам российского автопробега. Маршрут проходил по участкам, хранящим память о легендарном марафоне Париж-Москва-Пекин 1992 года, и по живописным холмам и долинам Центральной России.
На четвертом этапе Липецк-Волгоград, самом длинном в ралли «Шелковый путь», участники попали на песчаный участок. Команды испытали себя на прочность в марафонской гонке. Однако перед этим было еще одно раннее утро и еще один длинный участок дороги, на этот раз протяженностью более 400 км. Он перенесет экипажи на новый, более пустынный ландшафт, прямо к началу специального участка дня: трасса протяженностью 300 км, 60% которой — песок, для преодоления которого необходимы хорошие навыки пилотирования и навигации. В истинном духе серии «Дакар» гонка продолжалась по извилистой, узкой и холмистой трассе, то через лес, то через степь, то через участки с едва заметными заросшими дорогами.
Пятый этап, Волгоград-Астрахань, протяженностью 446 км, привел участников к берегам Каспийского моря. Но прежде чем искупаться в прохладном биваке в устье Волги, экипажам предстояло преодолеть ряд трудностей: прямые, широкие степные дороги, высокие скорости и сложная навигация, а также обширные песчаные пространства.
Следующие 500 км гонки, Астрахань-Элиста, проходили по территории Республики Калмыкия. Оказавшись в так называемой «Малой Монголии», автомобили участников пересекали песчаные дюны и незаселенные степи, в которых путешественники встречали только диких лошадей, огромных хищных птиц и волков.
После трех дней ралли по пескам гонщики наконец оставили позади калмыцкую пустыню и приблизились к берегам Черного моря и бивуаку в пригороде Майкопа, столицы Республики Адыгея. Затем экипажи отправились на специальный участок длиной 340 км, который начался в одном из самых красивых мест ралли. Необходимо было соблюдать осторожность, чтобы проехать по скоростной трассе, проходящей вдоль горного хребта, а затем выйти в долину с озерами и солончаками, которые представляли собой основные трудности дневного маршрута. При прохождении маршрута огромное значение имела навигация. При движении по скоростным трассам с большим количеством перекрестков очень важно, чтобы скорость, с которой водитель управляет автомобилем, совпадала со скоростью, с которой штурман читает дорожную книгу. В противном случае возможно любое количество неправильных поворотов. Кроме того, на дороге было очень много опасных подъемов и спусков. Наконец, маршрут ралли входил в безграничную область полей, разделенных лесными полосами, и с безопасными быстрыми дорогами.
17 сентября премьер-министр посетил лагерь участников в Майкопе, чтобы пожелать им удачи в финальной части дорожного марафона. Заключительный этап, Майкоп-Сочи-Красная Поляна, состоялся 18 сентября. Из 375 километров этапа в зачет шли только 17, но они были далеко не самыми легкими. После участка дороги длиной 230 км, ведущего к окраинам великолепного города Сочи, участники отправились штурмовать последний спецучасток, начинающийся в устье реки Шахе и уходящий в горы по извилистому руслу реки.
Участники пересекли финишную черту в Красной Поляне, одном из важнейших центров зимних Олимпийских игр, и именно там, в отеле «Гранд Поляна», состоялась церемония награждения. В категории 4х4 победителями стали и Лукас Круз из Испании, выступающий за Volkswagen. Победителями «Шелкового пути» в категории грузовиков стала команда «КАМАЗ-мастер» в составе Владимира Рыбакова, Владислава Мизюкаева и Эдуарда Николаева, одолевшая своих более опытных товарищей по команде, в том числе шестикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина.