Состояние и перспективы газомоторного топлива в России

Уже много-много лет ведутся поиски технологий получения дешевого и экологически чистого топлива для автомобильного транспорта. Практика показала, что массовое использование биотоплива и водорода в ближайшее время экономически нецелесообразно. В то же время наиболее эффективным современным альтернативным топливом является газ. Россия уже имеет прекрасные стартовые возможности для газификации транспорта в стране.

Первые попытки использовать газ

Первые успешные попытки использовать газ в качестве топлива для двигателей были предприняты в конце 19 века. В 1872 году австриец Пауль Хенлейн построил дирижабль, оснащенный двигателем, работающим на сжатом газе, полученном путем перегонки из минерального угля. В 1876 году Николаус Отто построил 4-тактный газовый двигатель, который впоследствии производился на заводе Otto Deutz и широко использовался в промышленности.

Известно, что такие двигатели использовались на электростанциях в ряде городов Российской империи в конце XIX — начале XX века. Однако российские историки относят использование газа в качестве моторного топлива в стране к 1936 году, когда вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о газификации автомобильного транспорта. Согласно постановлению, в 1937 году на дорожную сеть страны должно было выйти около 500 автомобилей, работающих на газе. Однако по ряду причин этому плану не суждено было сбыться, и в 1938 году газификация транспорта все еще находилась на стадии отдельных экспериментов. Тем не менее, в 1939 году в Научно-исследовательском автомобильном институте (НАМИ) были созданы газогенераторные автомобили ЗИС-21 и ГАЗ-42, работающие на топливе вскоре после этого, в том же году, в Москве, Мелитополе и Горловке были построены первые компрессорные станции, работающие на газомоторном топливе.

В 1950-х годах были разработаны и запущены в производство автомобили ГАЗ-51Б и ЗИС-156, работающие на сжатом природном газе. Всего за десятилетие было построено 30 крупных станций, обеспечивающих газом около 40 000 автомобилей.

К 1957 году выпускались автомобили ГАЗ-51Ж и ЗИС-156А, работающие на сжиженном нефтяном газе, а в 1973-1975 годах с конвейеров сошло пять различных модификаций автомобилей с газовыми двигателями.

Программа газификации транспорта

В 1980-х годах Советский Союз уже делил первое место с Италией в области транспортной газификации. Сложная экономическая ситуация в СССР привела к тому, что руководству страны пришлось предпринять ряд решительных шагов, чтобы исправить критическую ситуацию на топливном рынке. Одной из таких мер стало принятие государственной программы газификации транспорта. В результате ее реализации к 1991 году в СССР были построены сотни газозаправочных станций. Около 350 000 автомобилей работали на метане, а объем продаж природного газа для транспорта к этому времени достиг 1,1 млрд м3.

Разработку и реализацию программы взял на себя «Газпром». Ее первоначальному успеху в значительной степени способствовало принятие в 1993 году постановления правительства, устанавливающего цену газа для транспорта на уровне не более 50% от стоимости бензина А-76. Надо сказать, что это прогрессивное постановление действует и по сей день.

Однако этой программе не суждено было реализоваться в полном объеме. Серьезные политические и экономические потрясения, пережитые страной в конце 20 века, привели к 10-кратному сокращению рынка моторного газа. Например, продажи сжатого природного газа для транспорта упали в Российской Федерации с 511,6 млн м3 в 1990 году до 58 млн м3 в 1998 году.

Кризис 1998 года в России способствовал развитию газового бизнеса и массовому строительству газозаправочных комплексов. К 2008 году количество таких газозаправочных комплексов к 2008 году увеличилось более чем в 10 раз и превысило 3 000, в то время как количество автомобилей, работающих на газе, выросло всего в 7-8 раз и составило 1 300 000, или около 3% от 40 000 000 автомобилей на российских дорогах. Сегодня в России газозаправочные станции реализуют около 2,5 млн тонн моторного топлива в год.

Зеленый свет транспортной газификации

Россия располагает 32% мировых запасов газа. Единая сеть газоснабжения обеспечивает газом более 20 000 населенных пунктов страны, в том числе 700 городов с высокой концентрацией автомобильного транспорта. Значительные объемы попутного нефтяного газа, получаемого при добыче нефти, также представляют собой мощную ресурсную базу для развития газомоторного транспорта в стране.

В настоящее время российские нефтегазовые компании постепенно выходят на перспективный рынок моторного топливного газа. Так, если в сегменте заправки автомобилей компримированным метаном лидирует «Газпром», то на розничном рынке сжиженного газа одну из лидирующих позиций постепенно занимают другие компании. В 2008 году только в России на АГЗС компании было реализовано более 49 000 тонн пропан-бутановой смеси. Наличие четырех газоперерабатывающих заводов и солидная программа утилизации нефтяного газа позволяют компаниям рассчитывать на дальнейшее успешное развитие сети АГЗС в России.

Совместно с Российским газовым обществом «Газпром» предложил Правительству РФ разработать и принять комплексные целевые программы «Альтернативное топливо для транспорта и сельскохозяйственной техники на 2010-2020 годы» и «Топливо голубого неба для белой Олимпиады» (перевод городского транспорта Сочи на газ к 2014 году).

В то же время развитие рынка моторного топливного газа в России не ограничивается расширением сети газозаправочных станций. Ведь природным газом можно заправлять не только двигатели автомобилей. Выгоды от его использования в полной мере оценили и на Российских железных дорогах. Сегодня совместно с ОАО «РЖД» «Газпром» успешно реализует программу газификации магистральных и маневровых локомотивов. В январе 2009 года на экспериментальной трассе НИИ железнодорожного транспорта в Щербинке газотурбовоз протащил грузовой поезд массой брутто 15 020 тонн. Это мировой рекорд грузоперевозок для автономных локомотивов с одной силовой установкой. Результаты испытаний газотурбинного локомотива подтвердили высокую экономическую эффективность этого инновационного проекта: затраты на топливо (сжиженный природный газ) оказались на 30% меньше, чем при использовании дизельного топлива. Показатели вредных выбросов, зарегистрированные в ходе испытаний, уже сейчас составляют лишь пятую часть от требований Европейского Союза, которые будут введены с 2012 года, а проходящий шум не превышает уровень шума магистрального локомотива, имеющего лишь третью часть мощности.

Совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации также разработана и утверждена Комплексная программа стимулирования широкого внедрения современных технологий перевода сельскохозяйственной техники на моторное топливо — газ.

Эксперты не ожидают широкого использования биотоплива и водорода на транспорте в ближайшие годы, в то время как газ сохраняет более выгодные позиции в обозримом будущем. При этом Россия, как ведущая газовая держава мира, имеет отличные стартовые возможности для газификации транспорта.

23 июня +136